Международные санкции стали широко используемым инструментом государственного управления на международной арене. Наиболее полная база данных, в которой собраны «эпизоды» санкций с 1914 года, отмечает, что их число возросло во много раз.
Растущее значение санкций породило ряд дебатов в научных и политических кругах, наиболее известные из которых касались вопроса о том, «работают» ли экономические ограничения или нет.
Другие дебаты об эффективности режимов санкций, введенных на многосторонней основе, по сравнению с односторонними, о правильном сочетании полноты и точности в выборе целей санкционного эпизода или о непреднамеренных и потенциально контрпродуктивных последствиях ограничений.
Многие политики считают, что международные санкции в настоящее время являются неотъемлемой и важной частью повестки дня в области международной безопасности. Некоторые считают что во время ограничений развитие стран тормозится.
Что такое международные санкции?
В очень широком смысле санкции можно определить как введение мер, направленных на то, чтобы наложить на получателя издержки, за исключением применения военной силы.
Таким образом, существует большое разнообразие видов санкций, которые нацелены на различные области взаимодействия между государствами и несколько различных функций.
Кроме того, существуют различные правила и способы их реализации.
Культурные и спортивные санкции, как правило, носят символический характер, но являются средством для международного сообщества или группы стран выразить свое несогласие с конкретной политикой объекта, не требуя дополнительных затрат.
Например, в эпоху апартеида южноафриканским командам было запрещено участвовать в ряде спортивных соревнований.
Дипломатические санкции направлены против представителей государств и ключевых лиц. Дипломатам, политикам или важным личностям из государства-мишени может быть отказано в визе или они могут быть исключены из международных организаций. На волне украинского кризиса в 2014 году европейский Союз, США и другие страны утвердили список российских граждан, которым будет отказано во въездных визах в эти страны. Россия ответила на это несколькими днями позже, опубликовав свой собственный список, нацеленный на ряд западных чиновников.
Военные санкции нацелены на конкретные формы военного сотрудничества. Учебные программы, сделки с оружием или совместные учения могут быть приостановлены или отменены. Например, Франция отменила продажу России двух военных кораблей класса «Мистраль» во время кризиса на Украине.
Экономические санкции бывают двух видов: торговые и финансовые. Торговые санкции обычно носят всеобъемлющий характер, как, например, эмбарго, введенное США против Кубы в течение нескольких десятилетий.
Финансовые санкции носят более целенаправленный характер и обычно заключаются в замораживании иностранных активов конкретных лиц. Экономические санкции являются наиболее часто используемым типом.
Функции санкций
Международные санкции могут выполнять различные функции, в частности сигнализировать, принуждать или наказывать получателя.
- Сигнализация — это важный аспект того, чего должны достичь ограничения. Вводя их, направляющее государство сигнализирует о своем недовольстве политикой другого государства и оставляет открытой возможность для дальнейших мер. Сигнализация также может служить для стигматизации государств. Целевой аудиторией сигнального движения также может быть собственное население отправителя, например, для того, чтобы удовлетворить популярный спрос не ставя под угрозу дальнейшие отношения с получателем.
- Принуждение — это вторая потенциальная роль санкций. В этом случае цель состоит в том, чтобы заставить изменить свою политику, навязав ей определенную цену. Эта динамика аналогична динамике, наблюдаемой в других формах принуждения в частности, военного принуждения.
- Наказание — это еще одна функция международных санкций, которая в определенной степени пересекается с сигнализацией и принуждением, но не полностью. Международные взаимодействия никогда не осуществляются между рациональными субъектами, максимизируя ими свою полезность на основе материального определения интересов.
Таким образом, санкции могут быть навязаны потому, что отправитель чувствует, что сам вершит правосудие, особенно в отношении международных институтов. Наказание также может быть понято как форма ограничения, ограничивающая доступ объекта к определенным товарам или финансовым средствам.
Реализация ограничений
Введение санкций определяется законом и должно осуществляться с соблюдением общих принципов международного права. Для того чтобы санкции были осуществлены, правовые требования статьи 39 Устава ООН, как правило, должны быть соблюдены.
Статья 39 Устава ООН: «Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять…»
Цель международных санкций состоит в том, чтобы поддерживать или восстанавливать международный мир и безопасность.
Конечно, некоторые виды санкций (например, культурные, в основном выполняющие сигнальную функцию) выходят за рамки этой правовой сферы, что более уместно для ограничений с принудительным намерением.
Санкции должны также уважать права человека и общий принцип недопущения обострения любой гуманитарной ситуации: например, они не должны ориентироваться на продукты, необходимые для выживания и благополучия населения.
Санкции также могут быть многосторонними или односторонними.
Международные организации, такие как Организация Объединенных Наций могут принять решение о введении санкций, но то же самое могут сделать и отдельные субъекты. Очень часто можно наблюдать несколько видов санкций, налагаемых одновременно на получателя, например, многосторонние, согласованные в рамках международной организации и введенные ее членами. Вводят такое «наказание» и отдельные государства, решившие пойти дальше общепринятых рамок. Режим санкций, введенный в отношении Ирана, состоял из нескольких уровней санкций ООН, ЕС и введенных Соединенными Штатами.
В то время как санкции ООН не были нацелены на иранскую энергетику и нефтяную промышленность. Ограничения США были направлены на иранскую энергетику. США также были единственным государством, которое ввело санкции в отношении иностранных фирм, имеющих дело с Ираном.
Наконец, режимы санкций могут быть всеобъемлющими или нацеленными на конкретных лиц.
Идея введения экономических санкций подвергается резкой критике из-за того, что режим всеобъемлющих ограничений, введенный в отношении Ирака после войны в Персидском заливе, привел к потере прав человека. Поэтому многие переговоры
посвящены совершенствованию конструкции введения во избежание гуманитарных катастроф. Это приводит к переходу от всеобъемлющих режимов санкций к целенаправленным.
Дебаты об эффективности санкций
Вопрос «работают ли санкции?» доминирует в научных дискуссиях с момента их возникновения. Во многих случаях очевидна неспособностью изменить поведение государства в ряде исторически важных случаях.
Например санкции Италии за вторжение в Эфиопию (1936), эмбарго США против Кубы (1962-2015) или ООН против Сербии (1992-1996).
Очевидно, что не работают санкции США и ЕС против России из-за украинских событий. Кроме того, ограничения США связанные с «Северным потоком — 2» ну никак не изменят энергетическую политику России.