Энергетическая политика России и экономический рост

По мнению Путина, энергетическая политика России должна строиться за счет использования энергоресурсов путем создания гигантских компаний.

Эти компании обязаны преследовать две основные стратегические цели: быть локомотивом экономического роста и использоваться в качестве инструмента формирования политики во внешней мире.

Через десять лет после прихода к власти Путин таким путем изменил трагическую ситуацию в российской экономике со времен Ельцина.

Доходы российского бюджета резко выросли и стали третьими по величине валютными резервами в мире, превысив в 2008 году 500 миллиардов долларов. В результате этого экономического успеха Россия выплатила долг МВФ 1990-х годов и долг парижского клуба советской эпохи в начале 2000-х годов. Некоторое время спустя Путин заявил, что погашение этих долгов было одним из его лучших достижений на протяжении всего президентского срока.

Факторы обеспечившие экономический рост

Было  четыре основных фактора, которые обеспечили этот экономический рост:

  • мировые цены на энергетику;
  • встряска экономики;
  • новая налоговая политика;
  • консолидация государственной власти.

Несомненно, больше чем что то другое, высокие цены на нефть поддерживали экономические показатели России и были жизненно важны для роста доходов. Таким образом, налоговые поступления от экспорта природного газа и нефти достигли такого высокого уровня, что администрация Путина открыла фонд на черный день (на случай ухудшения условий торговли России или неожиданного падения мировых цен на энергоносители) и резервный фонд национального благосостояния. Администрация президента, несмотря на недовольство олигархов, воспользовалась огромным преимуществом внезапного роста мировых цен на энергоносители благодаря налоговой реформе.

С другой стороны, чем больше российская экономика изо дня в день становилась чрезмерно зависимой от экспорта природных ресурсов, тем интенсивнее велись дискуссии о серьезных экономических проблемах.энергетическая политика России

Для того чтобы компенсировать убытки из-за внезапного падения цен на энергоносители, экономика России, получающая более 50% средств от экспорта природных ресурсов, должна была бы пережить финансовый кризис в 2008 году и самый низкий уровень цен на нефть в истории в 2015 году.

Цены на нефть как фактор экономического роста России

Рост цен на нефть в 2002 году оказал значительное положительное влияние на российскую экономику. Во время мирового финансового кризиса 2008 года произошло снижение уровня производства и, соответственно, спад  цены на нефть поставил Россию в число наиболее пострадавших стран. Страна, которая ориентировалась на экономический рост на экспорте энергоресурсов в значительной степени имеет экономическую хрупкость в результате резкого падения цен на нефть. Экономический спад во время кризиса, как правило, основан либо на чрезмерной зависимости от экспорта энергоносителей, либо на институционализированной коррупции по всей стране, ведущей к экономической неэффективности.

Критика Путина, ставившего перед собой цели модернизации экономики и создавшего искусственный рост за счет экспорта природных ресурсов и превращении страны в нефтегосударство, может быть, и справедлива. Считается, что высокотехнологичное производство  является одним из значимых показателей модернизации и развития экономики.

Россия начала снижать влияние мирового финансового кризиса, увеличившись к 2014 году на 0,6%, но стремительное падение цен на нефть почти на 70% вновь сильно ударило по экономике. Кроме того, санкции, введенные Западом против России после событий Крыма, все больше ухудшали экономическую ситуацию. По данным Росстата, ВВП страны в 2015 году снизился на 3,7%. В 2016 году бюджет России был пересмотрен. Президент Путин также сделал заявление о падении цен в декабре 2015 года, что бюджет был установлен исходя из нефти на уровне 50 долларов за баррель, а нефть торговалась чуть выше 30 долларов за баррель. Хотя в апреле 2020 года цена на нефть опускалась до 20 долларов за баррель из-за кризисной ситуации связанной с коронавирусом.

2020 год вообще был кризисным во всем мире из-за пандемии и его последствия ещё не очень ясны.

Помимо того, что вся эта экономическая нестабильность негативно повлияла на страну, российское военное присутствие в Сирии, по-видимому, могло бы усугубить тяжелую ситуацию с бюджетным дефицитом. Понимание Путиным экономического роста, подкрепленного энергетикой приносило положительные результаты в краткосрочной перспективе, вплоть до 2008 года.  Путин принял во внимание трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, спроектированный еще до путинского срока и поддержанный США в попытке внести свой вклад в европейскую безопасность энергоснабжения, что подорвало российскую внешнюю энергетическую политику в качестве альтернативного маршрута поставок нефти.  Таким образом, богатые энергетические ресурсы Каспия в конце 1990-х годов  были открыты для западных рынков в качестве конкурента российским энергоресурсам. Однако эта ситуация была перевернута путинскими энергетическими внешнеполитическими последствиями.

Пока Россия обеспечивает очень значительный объем потребностей Европы в поставках газа, она монополизирует трубопроводы, передающие потоки нефти и газа в европейские страны. Разведка нефти и природного газа в стране и за рубежом, так и строительство трубопроводов монополизировано.

Проводя принудительную энергетическую политику в отношении “ближнего зарубежья”, принимая на себя огромные инфраструктурные и надстроечные инвестиции, крупнейшие энергетические компании получили первую серьезную угрозу Западу в украинском газовом кризисе 2006 года. Весь газ, идущий в Европу, использует в качестве транзитного маршрута три страны: Украину, Белоруссию и Молдавию. Путин считает эти три страны естественной сферой влияния России в составе “ближнего зарубежья”. Беларусь является одним из трех членов Евразийского экономического союза и имеет тесные связи с Россией. Однако у Молдавии были проблемы с Россией, особенно в Приднестровском регионе, независимость которого признана Россией, хотя этот регион принят как часть территориальной целостности Молдавии.

После  распада СССР, НАТО приступило к сотрудничеству с бывшими советскими странами Грузией, Украиной, Азербайджаном, Узбекистаном и Молдавией под названием организации ГУАМ. Однако интерес к этой организации упал.

Обсуждение вопроса о возможном членстве Украины в НАТО и ЕС стал угрожать влиянию Путина на “ближнее зарубежье”. Украина находится на важнейшем маршруте поставок газа в европейские страны. Поэтому Путин выбрал сторону “кнута и пряника” энергетической политики  для Украины, проводя в связи с этим осторожную политику цен. Украина получала газ из России по третьей цене от европейской рыночной цены, которая на тот момент составляла 150 долларов. Беларусь, как и Украина, воспользовалась такой же ценовой привилегией, закупив газ по цене ниже 50 долларов . Сближение Украины с Западом привело к тому, что Путин использовал “кнут” в политике “кнута и пряника” против Украины, а “Газпром” потребовал от Украины европейскую рыночную цену, которая по состоянию на 1 января 2006 года была втрое выше той, которую платила Украина. Россия требовала произвести оплату по требуемой цене, а получив отказ “Газпром” перекрыл поток газа в Украину. ЕС обеспечивал четверть поставок газа из России, и 80% из них проходило по трубопроводам через Украину. По этой причине после отключения в Европе возник дефицит газа. Путин напомнил ЕС и Украине о том, как сильно они зависят от российского газа. Перебои с поставками газа продолжались несколько раз и в 2009 году.

Путин смог использовать энергетику в качестве инструмента принуждения против тех, кто зависел от российского газа и нефти.

Попытки противостоять Российской энергетической политике

К 2006 году либо НАТО, либо ЕС приступили к разработке новых стратегий безопасности в попытке противостоять Российской энергетической политике.

Вопрос энергетической безопасности, вызванный перебоями с российским газом, был рассмотрен на саммите “Большой восьмерки”, проходившем в Санкт-Петербурге.

Участники потребовали обязательств по устойчивому потоку газа для обеспечения энергетической безопасности.  ЕС необходимо было найти альтернативный источник энергии и маршрут, который бы обеспечивал стабильный поток нефти и газа в ЕС. Тем временем Евросоюз выдвинул проект газопровода «Набукко». «Набукко» был масштабный проект газопровода, который планировался для передачи богатых энергоресурсов Каспийского бассейна через Турцию, а потом в Европу. Тем не менее, компании, работающие на разведочных работах сочли проект противоречащим их интересам. Привилегии, предоставленные администрацией Путина этим немецким, голландским и французским компаниям, были очень эффективны, чтобы не сделать проект реальным. Несмотря на поддержку восточно – и центральноевропейских стран, которые сильно зависят от российской энергетики, западноевропейские страны не поддержали  «Набукко». В конце концов, он был отложен на неопределенное время.

Однако после продолжающегося  украинского кризиса ЕС стал гораздо решительнее обеспечивать энергетическую безопасность.

Планируемому “Южному потоку” придавалось большое значение, который, как ожидалось, транспортировал природный газ России через Черное море.

Морем в Болгарию и через Сербию, Венгрию и Словению далее в Австрию. Из-за проблем транзитной страны, Украины, проект рассматривался как конкурент «Набукко». Тем не менее ЕС призвал Болгарию не участвовать в проекте “Южный поток” в силу санкций, введенных после событий на Украине. Он был отменен в 2014 году из-за препятствий на пути реализации проекта. Проект был заменен предложениями “Турецкого потока” или “Голубого потока-2”. В январе 2020 года начались поставки газа по «Турецкому потоку».

Энергетическая политика России

1 января 2021 года был запущен в эксплуатацию Балканский поток, являющийся продолжением «Турецкого потока», для Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины

Используя  энергетическую политику в качестве инструмента внешней политики для восстановления российской гегемонии, Путин преследует ряд экономических и политических целей внутри страны, таких как поддержание экономического роста и поддержка своего собственного правления. Однако, санкции, введенные после присоединения  Крыма, привели к тому, что для России стало важным вопросом национальной безопасности импорт высокотехнологичной продукции и экспорт энергоресурсов. Взгляд Путина на энергетическую политику, безусловно, повлиял на политику ЕС и ближнего зарубежья. С другой стороны, Россия, страдающая от отсутствия технологического превосходства, не могла бы продолжать использовать энергетическую политику в долгосрочной перспективе в мире, в котором баланс энергии меняется в соответствии с технологическим прогрессом с течением времени. Например, изобретение сланцевого газа и нефти в США благодаря технологическому прогрессу в технике бурения сделало их весомым экспортером энергии в последнее время. Из-за этого США фундаментально влияют на мировые энергетические рынки.

Прогнозируется увеличение мирового потребления энергии на 48% к 2040 году, и первичные энергетические ресурсы по-прежнему будут составлять более трех четвертей мирового потребления энергии. Однако новые игроки на первичных энергетических рынках, такие как США и Иран, могут создать невыгодные условия для российской энергетической политики.

В 2015 году, чтобы разорвать связь между ценами на нефть и газ, снижение которых зависит от падения цен на нефть, Путин на форуме стран-экспортеров газа в Тегеране выступил с идеей создания квази-ОПЕК на газовых рынках, а именно Организации стран-экспортеров газа чтобы был  хоть какой-то прогноз цены на нефть. Тем не менее, его предложение не поддержалась другими экспортерами газа. С другой стороны, страна, которая предложила заморозить поставки нефти на определенном уровне добычи стала Россия, поскольку падение цен на нефть и газ нанесло серьезный ущерб российской экономике, а также создало спиральный эффект на цены этих энергоресурсов. Многие производители нефти, в частности Иран, не договорились о заморозке добычи.

Пока сохраняется понижательная неопределенность в отношении цен на энергоносители из-за отсутствия консенсуса по уровню добычи нефти и кризиса в связи с коронавирусом.

Влияние на энергетическую политику

Промышленно развитые страны будут стараться уменьшить влияние на энергетическую политику.

Кроме того страны с высоким уровнем выбросов углекислого газа будут придавать большее значение возобновляемым источникам энергии и ядерной энергетике.  Парижское соглашение, которое было подписано 22 апреля 2016 года  пытается решить проблему глобального изменения климата. Это соглашение могло бы продвинуть вперед страны с передовыми технологиями и в какой-то степени помочь им преодолеть свою зависимость от российских энергоресурсов.

Кроме того, Запад держит в руках финансовую систему, а также ценовые механизмы. Миллиардные инвестиции по-прежнему делаются теми, кто действует в этой глобальной финансовой системе.

Насчет влияния на энергетическую политику против Китая, у России небольшая возможность, учитывая размер и хорошо налаженную энергетическую безопасность Китая.  Путин обычно использует энергетическую политику «кнута и пряника» в отношении относительно небольших по сравнению с Россией стран. Это следует подчеркнуть еще раз, обосновывая экономический рост России не только с помощью  энергетических ресурсов.

Наконец, проводимая Путиным энергетическая политика России положительно повлияла на страну в краткосрочной перспективе.  Но в долгосрочной перспективе страны, которые не хотят попасть в зависимость от Российской энергетической политики, будут с подозрением относиться к деятельности российских компаний.

Обсуждение закрыто.