Что такое семиотика?

Семиотика — это всеобъемлющий термин, но все версии семиотики касаются знаков и символов, их свойств и функций.

Семиотика — система знаков предназначенных для коммуникации в процессе общения.

  • Является ли Coca-Cola красной?
  • Пепси голубая?

Когда мы рассматриваем фирменные знаки ведущих компаний верно ли, что 70% из них либо красные, либо синие, либо черные, в то время как коричневый и фиолетовый цвета почти отсутствуют? Почти все семиотические анализы начинаются с осязаемых знаков, символов и образцов языка, находящихся под рукой.

Фердинанд де Соссюр

Фердинанд де Соссюр

Наука семиотика имеет два основателя, по одному по обе стороны Атлантики. Они оба были учеными, хотя и работали независимо друг от друга в несвязанных областях.

Европейским родоначальником был швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857 -1913), чьи лекции были опубликованы в 1916 году. Соссюра интересовали слова и то, как они приобретают значение. Он разработал семиологию  как эмпирический и явно научный отчет о действиях языка.

Американским родителем семиотики был философ Чарльз Пирс (1839 -1914).  Его специальностями были математика и формальная логика. Он разработал форму анализа, которую назвал семиотикой, потому что его интересовало, как формируются знаки  логические отношения.  Его собрание сочинений было опубликовано только с 1931 по 1958 год.

Чарльз Пирс

Чарльз Пирс

Семиотика в обеих странах своего происхождения возникла как наука. Если и есть что-то общее у Соссюра и Пирса, так это наука. Конечно, интерпретация в какой-то степени творческая и субъективная.

Это свойственно науке, как признавал Кант. Подобно предвзятости, интерпретация встроена непосредственно в науку и никуда не денется. Это справедливо для всех форм науки и особенно для “мягких” наук, где проводятся маркетинговые исследования. Утверждение, что семиотика является интерпретативной, не отменяет  семиотику из науки или превратить ее в искусство. Тем не менее, учитывая, что художники внесли полезный вклад в семиотику за годы, прошедшие с тех пор, как они узнали о ней, возможно, стоит сказать, что должен делать семитолог с научным складом ума в отношении искусства.

С годами “семиотика” стала собирательным термином исследующим свойства знаков и знаковых систем.

Следующее крупное событие в жизни семиотики произошло в 1960-х годах, когда антропологи осознали, что они могут применить семиотическую теорию знаков и языка к гораздо более масштабным вопросам функционирования общества.

Семиотика в социологии

Результатом стал взрыв семиотики в социальных науках.

Наука не была обойдена вниманием в социологии — социология как  наука была хорошо зарекомендовавшей себя областью, примером которой являются работы основателя Роберта Мертона, который представил отчет о социальных нормах, которые, как оказалось, сохраняются в науке, формируя научную практику и объединяя ученых.  Социологи изобрели социологию научного знания. Большая часть этой деятельности происходила во Франции, где сформировалось сообщество интеллектуальных тяжеловесов, включая таких философов, как Мишель Фуко, Ролан Барт и Жак Деррида, которые были ответственны за многочисленные публикации, новые аналитические методы и амбициозные истории человеческой мысли.

Семиотика в психологии

Помимо основополагающего анализа символов Фрейдом, большой прорыв семиотической теории в психологии произошел в 1980-х годах, когда группа британских социальных психологов, занимавшая видное место  включая Джонатана Поттера, Маргарет Уэдерелл и Дерека Эдвардса, задумавших дискурсивный анализ. Стремясь сохранить относительно более научный статус психологии, они использовали принципы семиотики для разработки метода исследования, который показал бы, как люди используют язык для создания определенных версий реальности, соблюдая при этом такие принципы, как эмпиризм, надежность, и действительность.семиотика

Влияние семиотики не ограничивалось общественными науками. В течение этого периода энергично расширяясь, мыслители почти во всех областях человеческих исследований заинтересовались проблемами языка, значения и репрезентации. Литературоведы используют семиотическую теорию для разработки своих собственных инструментов для “деконструкции текстов”. Семиотика также распространилась на искусство, и практики были самыми разными, от романиста Умберто Эко в Италии до художницы-перформансистки Марты Рослер в США.  Эти люди убедительно продемонстрировали семиотику.

Семиотика разбивает рекламу на ряд категорий, ориентированных на потребителя, и показывает, как они состоят из смысловых единиц, которые работают вместе, создавая определенную сферу брендинга.

Обсуждение закрыто.