Газ в Турции и через Турцию

Турция — страна с самой протяженной береговой линией в Восточном Средиземноморье и претендует на доминирование в Чёрном море.

Турция участвовала в конференции по использованию морских ресурсов в 1958 году в Женеве и подписала Конвенцию ООН по морскому праву. Однако следующую Конвенцию ООН по морскому праву, которая была разработана в 1982 году Турция не подписала. Эта страна, как и многие другие, завершила свою работу на морском континентальном шельфе, прилегающем регионе и в “Исключительной экономической зоне”. Исключительная экономическая зона принята на расстоянии 200 миль (370,4 км) от территориальных вод.  Турция объявила о расстоянии  континентального шельфа в Средиземном и Черном морях которая составляет 12 морских миль, а протяженность континентального шельфа в Эгейском море — 6 морских миль.

В 1986 году была объявлена исключительная экономическая зона Черного моря протяженностью 200 миль. Однако для Средиземноморья не была объявлена исключительная экономическая зона.

Наиболее важный момент; как прямо указано в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, “соответствующие страны ведут переговоры и приходят к согласию на справедливой основе”. Если декларация о конфликтах в Исключительной экономической зоне, возникает из-за присутствия взаимных или смежных стран, заинтересованные страны могут обсуждать и принимать решения между собой.

В результате окончательного соглашения между двумя или более договаривающимися государствами может быть определена другая экономическая зона.

Турция и Кипр

Новые месторождения газа и нефти, сосредоточенные вокруг острова Кипр, важны для решения энергетической проблемы Европы и для мирового рынка нефти и газа.

В силу Цюрихского договора 1959 года и Лондонского договора 1960 года остров Кипр обладает правом гаранта в соответствии с международным правом.

Турция и Турецкая Республика Северного Кипра (признана только Турцией) пошли на взаимное соглашение двух государств и ускорили деятельность по поиску месторождений углеводородов в их морских районах. В соответствии с окончательным соглашением между двумя или более государствами-участниками в нем может быть обозначена Исключительная экономическая зона.

Турция, с другой стороны, достигла взаимного соглашения с Турецкой Республикой Северного Кипра, и обе стороны ускорили разведку месторождений углеводородов в своих регионах. С другой стороны, расстояние между странами меньше, чем 400 морских миль в восточном Средиземноморье. Совместное использование  приведет к проблемам в Израиле, администрации киприотов-греков, Египте и других государствах, которые входят в эту группу, путем создания консорциума между собой путем переговоров  и пытаются сформировать свои собственные интересы в морской сфере.

Министры энергетики Египта, Греции, Израиля, Италии, Иордании, Палестины и греческая администрация встретились и провели совещание в Каире 14 января 2018 года с участием  Комиссии Европейского союза и Всемирного банка. На встрече было принято решение о создании Восточносредиземноморского газового форума с целью обеспечения тесного сотрудничества по эксплуатации месторождений углеводородов.

Турция, Турецкая Республика Северного Кипра, Ливия, Сирия и Ливан, сформировали другую группу. Турция и Турецкая Республика Северного Кипра продолжают сотрудничать в этой области, в дополнение к подписанному соглашению между Турцией и Ливией об определении морских границ, и политическое равновесие в Восточном Средиземноморье начало постепенно формироваться. Однако не только прибрежные государства Средиземноморья, но и Европейский союз ускорили разведку газа и нефти, которых, по их мнению, может быть достаточно для этого на основе двусторонних соглашений.

Исключение Турции из поставок газа

Американские компании Noble и ExxonMobil, а также итальянская компания ENI и французская компания TOTAL уже работают в регионе в соответствии со своими соглашениями с правительством Южного Кипра. Всеми этими соглашениями они пытаются исключить Турцию и объявить ее исключительной страной.

Проект трубопровода “Истмед“ направлен на поставку газа из региона Восточного Средиземноморья в Европу через Южный Кипр, Крит, Грецию и затем в Италию.газ из Турции

Если рассматривать маршрут трубопровода, то он никоим образом не должен проходить через Турцию или в пределах турецких морских границ. Протяженность газопровода составит около 2000 км, а глубина — 3,3 км. Хотя он рассматривается как альтернатива российскому газу с точки зрения стоимости и безопасности, на сегодняшний день он не представляется эффективным проектом.

Западные государства пытаются игнорировать интересы Турции на Кипре и пытаются отговорить Турцию от поиска газа и нефти в Восточном Средиземноморье угрозами экономических и политических санкций по этому вопросу.

Турция, с другой стороны, продолжает свои подводные работы по разведке углеводородов с помощью буровых судов, несмотря на все эти угрозы. На данный момент Европейский союз приступил к обсуждению некоторых положений о санкциях, которые он намерен продиктовать Турции. Запреты на поездки и замораживание активов для капитанов турецкой армии и буровых судов, тех, кто участвует в бурении и обеспечивает финансовую, техническую или логистическую поддержку работы, помимо ответственных лиц, и других связанных с ними физических и юридических лиц будет включена в санкции. Более того, понятно, что такие вопросы, как запрет на финансирование всех физических и юридических лиц, подпадающих под действие санкций, и прекращение переговоров по “Всеобъемлющему соглашению о воздушном транспорте” между Турцией и США на повестке дня ЕС и приостановка контактов на высоком уровне с Турцией. Как можно понять из такого отношения Европы и всего мира, тот факт, что Турция будет иметь свои собственные энергетические ресурсы будут иметь большое стратегическое значение. Тот факт, что газ, который будет транспортироваться в Европу по этому проекту, станет альтернативой газу, поставляемому Россией, является одним из важнейших факторов, мотивирующих Европу в этом отношении.

Потребности Европы в газе, поставляемом из государств Западного Средиземноморья, удовлетворяются почти на 25%. Если с Турцией будет достигнуто соглашение и она сможет обеспечить энергетическую безопасность, она сможет транспортировать сжиженный газ (СПГ) по трубопроводам в Европу по  тарифам, которые дешевле и эффективнее. В случае возникновения такой ситуации газовая гегемония России над Европой и Турцией была бы нарушена.

Уравнение энергетической политики будет становиться все более сложным с каждым днем, когда спрос на энергию растет год от года и учитывается зависимость Турции и стран Европейского союза от этого ресурса. Турция стала государством, которое начало нуждаться в большом количестве нефти и газа.

За последние 10 лет Турция становится все более важным и могущественным региональным игроком с целью войти в десятку крупнейших экономик мира. С годовым темпом роста в 5% в период 2002-2022 годов Турция занимает 13-е место в мире из 142 по состоянию на конец 2022 года, она стала страной с самой крупной экономикой.

Экономический рост Турции, как и интенсивность спроса на природный газ во всех секторах внутри страны благодаря этой тенденции ускорился и наблюдается значительное увеличение импорта газа.

Сегодня, хотя Турция импортирует газ по разным ставкам, Россия, Азербайджан и Иран сохраняют свое место среди наиболее важных стран-поставщиков газа. Турция, как правило, поставляет газ, который она получает из России, через трубопроводы.

Обсуждение закрыто.