Постсоветские страны Кавказа и Европейский Союз

Европейский Союз (ЕС)  стал больше анализировать отношения с государствами Южного Кавказа — Грузией, Арменией и Азербайджаном.Интересы ЕС

Почему Кавказ имеет для ЕС значение?

Интересы ЕС к кавказскому региону можно объяснить выгодным геоэкономическим и геостратегическим расположением Кавказа.
Кавказский регион — это мост между Европой и Азией. Этот регион граничит с Каспийским бассейном, Центральной Азией и Ираном, которые богаты природными ресурсами. В связи с напряженными отношениями с Россией, одним из главных приоритетов для Европейского союза является диверсификация поставок энергоресурсов и сокращение энергопотребления из России.
Проходящий конфликт на Украине на постсоветском пространстве дает понять лидерам ЕС, что необходимо использовать свои источники в качестве политического оружия.
Россия является крупнейшим и почти единственным поставщиком газа в ЕС и экспортирует около 76% газа в Европу. Правда добыча сланцевого газа в США увеличивается и этот газ начинает конкурировать с российским. Именно поэтому интересы ЕС  в ограничении влияния России на этот регион.

Европа осознает, что нуждается в новых транспортных маршрутах для получения энергии и новых источниках газа. Кавказский регион может сыграть важную роль в поставках энергоресурсов в Европу. Этот регион может играть роль транзитного коридора между Европой и Азией. Через Южный Кавказ можно установить связи с энергетически богатым Каспийским бассейном и Центральной Азией. Южный Кавказ является стратегически важным регионом, который может значительно снизить энергетическую зависимость Европы от России.

Европейский Союз также заинтересован в восстановлении Шелкового пути и углублении торговых отношений с азиатскими странами. Такова была цель проекта «ТРАСЕКА», который был инициирован Европейским Союзом в Брюсселе в 1993 году. Целью данного проекта было создание транспортного коридора, который бы связал Европу, Кавказ и Азию. Этот транспортный коридор будет играть важную роль в укреплении экономических, торговых и коммерческих связей между Европой и Азией. Самый короткий маршрут из Европы в Азию проходит через бывшие постсоветские республики. Поэтому Европа заинтересована в доставке грузов в Азию через Кавказский регион и, таким образом, установить тесные экономические, торговые и торговые отношения с азиатскими странами. Развитие транспортной инфраструктуры на Кавказе еще больше повысит геополитическое значение этого региона.

В последние годы Европейский Союз проявляет большой интерес к созданию своей политической, экономической и социальной среды на Кавказе. Главной целью европейской политики соседства и программы Восточного партнерства является устранение влияния России на этот регион.

Растущее участие ЕС в регионе Южного Кавказа

После появления причин развала СССР и полного распада Советского Союза Европейский Союз установил отношения с новыми независимыми государствами Южного Кавказа.

В 1996 году ЕС подписал соглашение о партнерстве и сотрудничестве с девятью постсоветскими государствами, включая все три государства Грузия, Армения и Азербайджан. Вышеупомянутые соглашения вступили в силу в 1999 году и направлены на влияние на государственные институты в постсоветских странах. Хотя ЕС пытался оказывать финансовую и техническую помощь новым независимым Кавказским государствам, его участие очень незначительно и ограничено.

В 1990-е годы Европейский Союз мало интересовался Кавказом и относился к этому региону как к задворкам России. Европейские лидеры рассматривали район как приложение России, а не как регион независимых государств.

В отличие от ООН и ОБСЕ, интересы ЕС не были учтены, и он играл пассивную роль в кавказских делах, особенно в сфере своей безопасности. Кроме того, ЕС был более озабочен решением этнических конфликтов на Балканах и не уделял достаточного внимания государствам Южнокавказского региона. Разрешение межэтнических конфликтов в бывшей Югославии было главной заботой Союза, и поэтому в 1990-е годы кавказским республикам уделялось мало внимания.

После расширения Европейского Союза европейские лидеры больше не рассматривают Южный Кавказ как отдаленный и незначительный регион.

С 7 июля 2003 года Европейский союз имеет своего специального представителя на Южном Кавказе. 14 июня 2004 года Европейский Союз предложил трем государствам Южного Кавказа — Грузии, Армении и Азербайджану принять участие в европейской политике соседства. В 2009 году ЕС осуществил программу Восточного партнерства, направленную на углубление сотрудничества со странами Восточной Европы.

Румыния и Болгария стали членами Европейского Союза в 2007 году, после чего Европа получила доступ к Черному морю и получила морскую границу с Кавказом. После этого события ЕС проявил больший интерес к соседнему региону — Кавказу. После расширения ЕС европейские лидеры уделили больше внимания стратегическому положению Кавказа и его геополитическому значению. Однако в то же время они обратили внимание на вызовы, стоящие перед Кавказским регионом: этнические конфликты, войны, политическая и экономическая нестабильность…

Этнические конфликты южного Кавказа

Этнические конфликты на Южном Кавказе угрожают реализации энергетических проектов, а также стабильности Европы. Россия заинтересована в предотвращении эскалации этнических конфликтов на Кавказе, так как нестабильная ситуация может привести к массовой миграции беженцев и создания благоприятной почвы для транснациональной преступности и контрабанды.

Южный Кавказ остается нестабильным регионом из-за многочисленных конфликтов, и если этнические конфликты возобновятся, регион может потерять свое стратегическое значение и транзитная функция не состоится. Именно поэтому этнические конфликты в регионе Южного Кавказа и противостояние между соседними государствами представляют собой серьезный вызов для всех. В этой связи стоит упомянуть осетино-грузинский, абхазско-грузинский и армяно-азербайджанский конфликт.

Напряженная ситуация между Азербайджаном и Арменией, и в конце сентября 2023 года война возобновилась.  Обе страны уделяют большое внимание укреплению своего военного потенциала и пытались решить карабахский вопрос силовыми методами. Однако сила была на стороне Азербайджана и  Нагорно-Карабахская республика (НКР)  прекратила свое  существование с 1 января 2024 года. В случае возобновления карабахского конфликта в непосредственной близости от него могут быть повреждены газо и нефтепроводы, что может создать огромные проблемы для энергетической безопасности.

Грузино-югоосетинский конфликт имеет давнюю историю, а полноценные военные действия 8 августа 2008 года привели к затянувшимуся конфликту.  Российские вооруженные силы принимали участие на стороне Абхазии и Южной Осетии.

Таким образом, интересы ЕС в  попытках любыми путями и способами усложнить отношения стран Южного Кавказа и России, обосновывая  затянувшимися межэтническими конфликтами.

Обсуждение закрыто.