Положение в России после распада СССР

После распада СССР Российская Федерация стала самостоятельным государством, хотя декларация о независимости была принята еще в рамках Советского Союза в июне 1990 г.

В России после распада СССР существовала достаточно сложная по структуре политическая система, которая сложилась в результате политических реформ, начатых еще в годы перестройки.Россия после распада СССР

Ельцинское время

Во главе государства стоял президент (Б.Н. Ельцин), избранный всенародным голосованием 12 июня 1991 г., который одновременно возглавлял правительство.ельцинское времяФактически президент являлся высшим должностным лицом в государстве и одновременно главой исполнительной власти. Законодательную власть олицетворял двухпалатный Верховный Совет, имевший функции контрольного и распорядительного органа, что позволяло ему вмешиваться в сферу исполнительной власти.

Россия после распада СССР представляла жесткую борьбу исполнительной и законодательной властей.

Судебную власть представлял Конституционный суд.
Таким образом, попытка разделения властей на практике не удалась, правовая основа государства носила переходный характер. Ситуация усугублялась отсутствием оформленных политических партий. Все это, в условиях неудачи первого года реформ, привело к глубокому конституционному кризису 1992 — 1993 гг.

Основная борьба развернулась вокруг проекта новой конституции. Конституционная комиссия Верховного Совета закончила свою работу к осени 1993 г., и представила проект, где закреплялась ведущая роль парламента. Однако по указу президента был создан альтернативный орган — Конституционное совещание, которое также представило свой проект основного закона. Его основной смысл — ликвидировать власть Советов и закрепить президентскую республику.

Противостояние президента и Верховного Совета привели к трагическим событиям 3-4 октября 1993 г., когда произошли вооруженные столкновения на улицах Москвы, а руководители антипрезидентской оппозиции были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум по новой конституции и выборы в нижнюю палату нового парламента — Государственную Думу, большинство мест в которой заняли коммунисты (КПРФ). С одной стороны, прошедшие выборы несколько стабилизировали обстановку в стране, с другой — парламент оказался оппозиционным по отношению к президенту. Ситуация не изменилась и в ходе следующих выборов (декабрь 1995 г.), когда победу вновь одержала оппозиция.

В этих условиях началась подготовка к президентским выборам.

Перевыборы Ельцина

Ельцин сумел убедить избирателей, что он является гарантом прогресса, демократии и свободы. Большое значение для победы Б.Н. Ельцина на выборах имел ряд его указов социальной направленности (о ликвидации долгов по зарплате, пенсиям и т.д.), а также начало переговоров с чеченскими лидерами о прекращении боевых действий. В итоге Б.Н. Ельцин одержал победу во втором туре над лидером коммунистов Г.А. Зюгановым.
Однако борьба президента и Думы продолжалась. Главным предметом разногласий оставалось кризисное положение российской экономики, следствием чего стала частая смена правительств. Финансовый кризис августа 1998 г. обострил политическую ситуацию, в условиях которой Госдума попыталась отстранить президента от власти, но неудачно.
19 декабря 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную думу. КПРФ хотя и набрала наибольшее число голосов по сравнению с другими партиями (24 %), но большинство в Думе получили партии либеральной направленности. Результаты выборов оказали непосредственное влияние на решение Б.Н. Ельцина уйти в отставку.

31 декабря 1999 г. он передал исполнение обязанностей  президента РФ В.В. Путину. В ходе досрочных выборов 26 марта 2000 г. В.В. Путин набрал 52,5 % голосов избирателей, что означало его победу в первом туре.

Начало времени Путина

Новый президент выступил под лозунгом сильного государства, которое обеспечивает свободу личности. Начинает выстраиваться жесткая вертикаль власти путем создания семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента.после распада ссср путин

Основными приоритетами власти стали: повышение жизненного уровня населения, борьба с преступностью, но в то же время неприкосновенность собственности.

Экономические преобразования

В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило программу радикальных экономических реформ. Их цель — полный слом плановой системы и командных методов управления экономикой, а также переход к рынку. Идеологом нового экономического курса стал Е.Т. Гайдар. Он и его сторонники придерживались концепции “шоковой терапии”, которая предполагала полный отказ государства от всякого регулирования и вмешательства в экономику.
Основными направлениями реформ стали:

  • либерализация цен и торговли;
  • приватизация государственной собственности и жилья;
  •  свобода внешнеэкономической деятельности.

Отказ правительства от регулирования экономики привел к катастрофическим последствиям: резко возросли цены, упала покупательская способность населения, увеличились тарифы на перевозки, начался кризис неплатежей и т.д. На VII Съезде народных депутатов РФ (декабрь 1992 г.) работа правительства Е.Т.Гайдара была признана неудовлетворительной.

Новым главой правительства был назначен В.С. Черномырдин и внесены коррективы в экономическую политику. Вместо “шоковой терапии” был взят курс на постепенный переход к рынку, при поддержке со стороны государства отечественной промышленности.
Несмотря на это, продолжался спад производства, усиливалась сырьевая ориентация экономики, увеличивался дефицит госбюджета, снижался уровень жизни населения.

Причинами неудач экономических реформ стали:

  • схематичный перенос западных макроэкономических моделей на российскую почву без учета местной специфики;
  • географический фактор (в силу рискованных природно- климатических условий на большей части территории страны необходимы государственные дотации);
  • изначальная нехватка внутренних ресурсов на проведение реформ и неоправданная надежда на помощь со стороны Запада;
  •  отсутствие продуманной программы реформ.

В марте 1997 г. президент отправил правительство в отставку, поводом к чему стала всероссийская акция протеста, организованная профсоюзами. В.С. Черномырдин сохранил пост главы правительства, однако в марте 1998 г., под угрозой новой Всероссийской акции протеста, он был заменен С.В. Кириенко. Новым правительством была выдвинута антикризисная программа (расширение прав налоговых органов, ужесточение контроля над импортно-экспортными операциями, снижение тарифов на транспортные перевозки и т.п.), реализация которой связывалась с получением очередного займа у МВФ.

Однако просчеты во внутриэкономической политике (ставка делалась не на развитие производства, а на продажу государственных ценных бумаг для пополнения бюджета) и неблагоприятная мировая конъюнктура (кризисы на азиатских биржах и падение цен на нефть) привели к финансово-экономическому кризису.  Зарплата и инфляция были несовместимы. 17 августа 1998 г. С.В. Кириенко выступил с заявлением о прекращении выплат по внешним и внутренним обязательствам (дефолт), а 23 августа последовала отставка правительства.

Поиск наиболее оптимального пути выхода из кризиса продолжался в течении года. Правительство РФ последовательно возглавляли Е.М. Примаков (сентябрь 1998 — май 1999 гг.), С.В. Степашин (май — август 1999). В.В. Путин (август 1999 — март 2000 гг.).

С начала 1999 г. в российской экономике обнаружились благоприятные тенденции, что было связано как с внутренними, так и с внешними факторами. Для оживления экономики была введена единая ставка налога на доходы (13 %). Для предотвращения утечки капиталов усиливается контроль за внешнеторговой деятельностью. Рост мировых цен на нефть и на энергоносители также способствовали развитию российской экономики.
В июне 2000 г. правительство М.М. Касьянова приняло программу развития на 10 лет, направленную на защиту интересов производителей, реформирование банковской системы, укрепление национальной валюты, проведение налоговой и жилищно-коммунальной реформ. В то же время правительство объявило одним из приоритетных направлений своей деятельности социальную политику.
В настоящее время продолжается процесс реформирования Российского государства. Основными приоритетами остаются регулируемая рыночная экономика, усиление законности и порядка, развитие демократических институтов, укрепление вертикали власти, повышение жизненного уровня российских граждан.

Геополитическое положение

Россия после распада СССР  вошла в другое  геополитическое положение. Ее влияние в системе международных отношений заметно упало в связи с экономическим кризисом и ослаблением оборонного потенциала.
Во внешней политике  России можно выделить два периода:
  1. Первая половина 90-х годов. Этот этап характеризовался явной прозападной ориентацией (главным образом, на США) в ущерб национальным интересам и налаживанию отношений со странами ближнего зарубежья (СНГ).
  2. Со второй половины 90-х годов и до настоящего времени. В этот период был преодолен явный “прозападный крен” во внешнеполитическом курсе страны, осознана первостепенная важность тесного сотрудничества со странами СНГ.

Разработаны новые концепции внешней политики и политики национальной безопасности России (2000 г.). Они сочетают национальные интересы страны с широкими интересами мирового сообщества.

Россия исходит из того, что глобальные проблемы (экология, наркобизнес, терроризм, распространение ядерного оружия, межнациональные конфликты и т.д.) можно решить только совместными усилиями.

Российское руководство выступает против концепции “однополярного мира” (господство США в мире) и отстаивает модель “многополярного мироустройства”, в котором главная роль отводится коллективным механизмам поддержания мира и безопасности.
С этой целью Россия активно выступает за поддержание отношений с НАТО (в 2002 г. подписано новое соглашение о сотрудничестве), за повышение статуса ООН и ОБСЕ, за развитие экономических и политических связей с Европейским Союзом (ЕС).

В то же время активизировалась политика России в отношении азиатских стран (Китай, Индия, Ирак и др.).
Российское руководство последовательно продолжает курс на ограничение ядерных вооружений. В мае 2002 года, во время визита Дж. Буша в Москву, был подписан дополнительный договор о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Последствий заявления в 2018 году бывшего американского президента Дональда Трампа о выходе из договоров о сокращении которые он назвал  «неудачной сделкой, заключенной с Россией» не последовало. Госсекретарь Майкл Помпео обвинил Россию в якобы «существенном нарушении» этого соглашения.

Вступивший в должность президента США Джо Байден продлил действие Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, или СНВ-3). 21 февраля 2023 года президент  Путин заявил о приостановке участия РФ в договоре СНВ-3, но будет соблюдать ограничения ДСНВ по количеству носителей ядерных зарядов.

После начала специальной военной операции (СВО) на Украине в феврале 2022 года изменилось влияние России, но это уже другая история.

Обсуждение закрыто.