На замену транспортного АН-12 «коровы», как его прозвали в народе и выпускаемого с 1957 года, задумывались давно.
И вот еще при СССР был разработан транспортный АН-70, который уже с «самостийного» украинского неба в декабре 1994 года впервые поднялся в воздух.
Испытания должны были включать как минимум 250 полетов, но уже в феврале 1995 года произошла катастрофа АН-70 с гибелью экипажа. Разработка самолета планировалась, как совместная российско-украинская и благодаря софинансированию в 1996 году был изготовлен второй опытный образец.
Начались государственные и сертификационные испытания и к январю 2001-го практически была выполнена программа первого этапа испытаний, но авария Ан-70 под Омском из-за двигателей отсрочила выпуск совместного самолета. Кроме того Уфимское моторостроительное производственное объединение прекратило участие в программе выпуска двигателей Д-27 на этот тип самолета.
Последние события на Украине поставили точку на совместном проекте.
Теперь Украина самостоятельно приняла на вооружение военно-транспортный украинский самолет Ан-70.
Минобороны России исключило российско-украинский транспортный самолет Ан-70 из программы вооружений.
Скорее всего, будет подан иск к Украине о взыскании средств, потраченных на разработку самолёта, а всего Россия уже вложила в проект Ан-70 более 300 млн. долларов.
Самостоятельна сборка Украиной этой довольно большой машины поставлена под сомнение. Экономически бедные страны не выпускают сложные летательные аппараты. Рассчитывать Украине на экспорт военной версии машины трудно, так как машина не вписывается по своим характеристикам в доктрину перевооружения европейских ВВС. Очевидно, будет попытка прорыва на европейский рынок этого самолёта.