Финансовые аналитики России, Соединенных Штатах и Европы уже давно выразили озабоченность что законодательство и финансовые положения создали институциональные механизмы, которые слишком сильно полагаются на ангажированные, работающие по чьему-то заказу рейтинговые агентства, оставив инвесторов без альтернатив.
В 1975 году в США начали выбирать, какие рейтинговые агентств по ценным бумагам и биржам могут быть использованы для определения минимального уровня капитала, необходимого для финансовых компаний под торговлю определенными долговыми ценными бумагами, в зависимости от их рискованности. Три рейтера первоначально выбраны — Moody’s, S & P и Fitch, которые были признаны «национально признанными статистическими рейтинговыми организациями. Сейчас Moody’s, S & P и Fitch сохранили доминирующие позиции.
Рейтинговыми агентствами регулирует государство
Летом 2011 года S & P понизило рейтинг США в первый раз в истории США на одну ступень с ААА до AA +. Это решение было принято после недель пререканий между законодателями республиканцами и демократами о том, как сократить дефицит для роста национального потолка долга в $14,3 трлн. Лидеры Конгресса и Белого дома достигли соглашения в последний момент, но, по мнению S & P, не реализовали важные меры по сокращению дефицита США в течение следующих десяти лет. Администрация Обамы тогда раскритиковала решение рейтингового агентства, затем казначейство министра финансов США Тимоти Гайтнер продемонстрировало, что покажет «страшный суд» S & P. Хотя S & P защитили свое решение, даже после признания, что сделали ошибку в 2 триллиона долларов в прогнозировании дефицита до 2021 года. После этого прецедента рейтинговые агентства присваивают рейтинги в зависимости от политической конъюнктуры.
Рентинговые агенства ангажированы, особенно когда дело доходит до суверенного долга. Именно так и произошло с понижением кредитного рейтинга России с инвестиционного «ВВВ-» до неинвестиционного («мусорного») уровня «ВВ+» с негативным прогнозом приобретя политическую окраску.