С момента падения режима Януковича в начале 2014 года и началом военных действий в восточных районах страны социально экономические показатели Украины упали. Новое правительство в Киеве для обеспечения новых кредитов, поддержки и сохранения экономику на плаву медленно пытаются реформировать чрезмерно раздутый государственный сектор для того, чтобы стать более динамичной и открытой для конкуренции страной. Однако результат получился резко отрицательным. За последний год гривна, валюта Украины, потеряла 60 процентов от стоимости доллара; в то время как валовой внутренний продукт (ВВП) сократился на 7%. Инфляция выросла драматическими темпами в размере 34 процентов в течение только 12 месяцев и украинцы теперь сталкиваются с многопроцентным увеличением цен на газ и 50-процентным увеличением расходов на электроэнергию за тот же период времени. На политическом уровне как представляется, растет уровень разочарования в обществе. Люди все больше и больше считают, что правительство не проводит столь необходимые реформы для прекращения широко распространенной коррупции, в то время как война на востоке страны значительно уменьшает экономическое и социальное благосостояние всей Украины.
Все эти факты подтолкнули многих людей спросить интересный вопрос – Украина несостоявшееся государство?
Как и ожидалось, некоторые ответили на этот вопрос с определенным «да» не видя больше надежды на будущее украинской государственности, в то время как другие больше убеждены в том, что нынешние трудности являются временным и не долгосрочным препятствием, которое затронет политическую систему Украины.
Состояние несостоявшегося государства не является аналитической категорией и отражает предпочтения или даже пропаганду. Однако даже если Украина не является «несостоявшимся государством», нынешний кризис вызывает вопрос о самой природе процесса государственного и национального строительства.
Стратегическое расщепление Украины
Термин «несостоявшееся государство» был популярен в середине 1990-х годов от Соединенных Штатов как новый ярлык для гражданских конфликтов и сложных гуманитарных чрезвычайных ситуаций и часто используется для слабых и подверженных конфликтам государств. Эмпирически «мера» несостоявшегося государства прежде всего относится к качеству правительства (легитимность, безопасность и возможности) и отсутствие ключевых атрибутов (дефрагментации и бедствия). Однако за исключением крайних случаев распада государства, таких, как Сьерра-Леоне и Сомали в 90-х годов, состояние часто относительное и субъективное.
Нет универсального порога, такого как беззаконие, гражданские беспорядки или слабый потенциал означает «провал государства». Таким образом, даже ожесточенное религиозное насилие и гражданская война не обязательно означает состояние сбоя ситуации. Стоит отметить, что каждое из ранее признанных «недееспособных государств» сохраняет свою правосубъектность даже если он теряет часть своих территорий или испытывает другие радикальные изменения.
По данным рейтинга Украина не является архитипичным несостоявшимся государством как Сьерра Леоне или Сомали.
Рейтинги государственность Украины следует рассматривать в более широком контексте с 25-летием своей независимости. Суверенитет Украины всегда был сложной проблемой, который может быть поставлен под сомнение. Само название Украина происходит от русского «окраина», означает «Пограничный регион» или «окраины». История Украины не может дисквалифицировать её как государство, но определяет как «расщелиной страны» между западной и восточной ориентацией. Даже если независимость Украины приветствовали на 92% украинцев (хотя только 54% в Крыму), основная задача государства и нации объединение русского меньшинства, которое составляет до 22% населения, на украинском государстве.
Стратегическое расщепление является не единственной причиной политических и экономических бед страны. Невозможность институционализировать такие проблемы, как энергетическая зависимость, олигархическое правление или безудержное кумовство и коррупция, которые препятствуют государственной и социальной модернизации.
Современная политическая история научила нас тому, что процесс формирования государства не является линейным.