Как определяется политическая власть в Коране? Это ясно изложено в главе «Аль-Имран» («Семейство Имрана).
Перевод соответствующего стиха выглядит следующим образом:
Скажи: «Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь.
Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь.
Все благо — в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всё». (3:26)
Политическая власть — это дар Божий
Согласно этому утверждению Корана, политическая власть — это дар Божий. Этого нельзя достичь путем борьбы или завоевания. Если кто-то пытается захватить политическую власть, свергнув существующего правителя, это противоречит законам природы, и любые попытки такого рода обречены на провал. Рано или поздно это приведет к катастрофическим последствиям.
Эту формулу, приведенную в Коране, можно резюмировать двумя словами: политический статус-кво, который это принятие политической ситуации и ожидание своей очереди. Если кто-то достигнет политической власти по Божьему решению, это пойдет ему на пользу, но если он попытается отобрать власть у других, это окажется контрпродуктивным.
Принцип сохранения статус-кво — это не результат пассивности или трусости: это результат высшей мудрости.
Статус-кво — положение, которое было.
Когда вы принимаете политический статус-кво, вы мгновенно находите время для своей работы. Но если вы попытаетесь изменить политический статус-кво с помощью боевых действий и насилия, вы потеряете все доступные возможности.
Эта формула Корана означает, что в политических вопросах вы должны в первую очередь думать о результатах своих усилий. Ваша борьба должна быть ориентирована на результат. Не ориентируйтесь на свои собственные политические устремления, а предвосхищайте реальный результат, объективно анализируя ситуацию. Тогда, конечно, вы обнаружите, что формула, поддерживающая статус-кво, намного лучше формулы, выступающей за перемены. Когда вы принимаете политический статус-кво, это является очевидной попыткой приспособиться к существующей политической системе, в то время как на самом деле вы пытаетесь приспособиться к законам природы. Вы проводите политику, направленную на то, чтобы выиграть время.
Согласно закону природы, политическое правление не является монополией одного человека или одной группы; оно неизбежно переходит от одной группы к другой, поэтому принятие политики, направленной на перемены, является пустой тратой времени и энергии с точки зрения результата, в то время как принятие политического статус-кво — это просто ждешь своей очереди, которая рано или поздно обязательно настанет.
Политика — не единственная важная сфера человеческой деятельности. Существует множество других жизненно важных сфер деятельности, таких как образование, бизнес, промышленность, социальные реформы, академическое обучение, научные исследования и т.д.
Формула политического статус-кво подразумевает отказ от действий, направленных против существующей политической системы, и использование возможностей, которые существуют во многих других областях.
В этом смысле политический статус-кво по Корану — это формула, основанная на величайшей мудрости.
Если вы применяете метод политической конфронтации, вам приходится бороться с противоборствующей стороной, а борьба неизменно приводит к негативным результатам. Однако, когда вы принимаете формулу политического статус-кво, соперничающей группы нет, вам не нужно ни с кем бороться, и у вас есть достаточно времени, чтобы попытаться достичь того, что достижимо для вас.
Мирная идеология Корана
У тех, кто знаком с Кораном только через СМИ, обычно складывается впечатление, что Коран — это книга о джихаде, а джихад для них — это попытка достичь своей цели с помощью насилия. Но джихад — это борьба за веру.
Но это представление основано на недоразумении. Любой, кто читает Коран, без труда поймет, что его послание не имеет ничего общего с насилием.
Коран от начала до конца является книгой, которая проповедует мир и никоим образом не одобряет насилие. Это правда, что джихад — одно из учений Корана. Но джихад, взятый в его истинном смысле, — это название мирной борьбы, а не каких-либо насильственных действий.
Кораническая концепция джихада выражена в следующем стихе: “Совершайте великий джихад с помощью этого (то есть Корана)” (25:52).
Коран знакомит нас с божественной идеологией мирной борьбы. Метод такой борьбы, согласно Корану, заключается в том, чтобы “сказать им слово, которое проникнет в самую их душу”. (4:63).
Итак, согласно Корану, желаемый подход — это тот, который затрагивает сердце и разум человека. Такова миссия Корана. И эта миссия может быть выполнена только с помощью рациональных аргументов. Эта цель никогда не может быть достигнута с помощью насилия или вооруженных действий.
Это правда, что в Коране есть определенные аяты, дающие разрешение на ведение войны. Но эти аяты актуальны только тогда, когда уже существует военное положение, а пророк ислама Мухаммад этого не желал. Физическое сражение предназначено только для защиты во время нападения. Действительно, в исламе никакая война не является законной, кроме как в целях обороны.
Более того, такая оборонительная война может вестись только признанным государством. Ни один человек или организация не могут сами по себе вести вооруженный джихад.